Банковские гарантии

В процессе оформления банковской гарантии участвует три стороны: принципал, бенефициар и гарант. Не пугайтесь этих терминов, на самом деле все просто.

Принципал — тот, кто просит банк выдать гарантию, что исполнит свои обязательства, и платит за это. Например, предприниматель выиграл торги на ремонт школы. При заключении госконтракта он должен предоставить гарантию, что выполнит ремонт качественно и в срок. Такую гарантию он покупает у банка. В данной ситуации предприниматель — это принципал.

Бенефициар — тот, кто получит по гарантии деньги, если принципал не выполнит перед ним свои обязательства. Бенефициаром может быть как заказчик и покупатель, так и продавец, подрядчик и исполнитель. В нашем примере с ремонтом школы бенефициар — это школа. Если предприниматель вовремя не сделает ремонт, школа обратится в банк и получит возмещение по гарантии. В госзакупках бенефициар — это всегда заказчик.

Но в отношениях между предпринимателями бенефициаром может быть и подрядчик.

Например, заказчик и подрядчик подписали договор на строительство магазина. На момент подписания договора у заказчика не было средств, чтобы оплатить строительство. Подрядчик согласился, что работы полностью оплатят через три месяца после того, как магазин построят. Чтобы минимизировать риск неоплаты работы, подрядчик выдвинул свое условие: заказчик должен предоставить банковскую гарантию — если заказчик вовремя не оплатит строительство, подрядчик получит деньги у банка. В данном случае бенефициар — подрядчик.

Гарант — это банк или другая коммерческая организация, которая выдает письменное обязательство заплатить бенефициару, если принципал не выполнит свои обязательства.

Раньше гарантом мог быть только банк. Но с 2015 года право выдавать гарантии было предоставлено всем коммерческим организациям, а термин «банковская гарантия» заменен на другой — «независимая гарантия». Но гарантии для госзакупок, таможни и налоговой до сих пор могут выдавать только банки.